Программа развития
школы 1998-2008гг. /автор Л.А.Фролова /г.Сочи - 60л.
Программа развития школы разработана на десятилетний период (1998-2008гг.)
по инновационному направлению «Социально-трудовая
адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта в новых
экономических условиях».
Специальная
(коррекционная) образовательная школа-интернат №2 VIII вида г.Сочи
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ШКОЛЫ
1998-2008 гг.
Буклет о школе. г.Сочи – 12стр.
Буклет о школе с визиткой, кратким описанием содержания обучения
в школе, достижениях школы, реализуемых образовательных программах,
фотографиями.
Образовательная программа повышения
квалификации заместителей директоров специальных (коррекционных)
образовательных учреждений. Модуль: "Управление
в специальном (коррекционном) образовании" /Сост.
С.А.Кирия, Л.А.Фролова/ - Сочи, 2001. - 88 стр.
В брошюре представлен теоретический и практический курс Программы
повышения квалификации для руководителей и заместителей руководителей
специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов
по эффективному управлению в коррекционном образовании.Особенностью
модуля «Управление в специальном (коррекционном) образовании»
является деятельностный подход в управлении на базе конкретного
образовательного учреждения - специальной (коррекционной) школы-интерната
№2 восьмого вида
Образовательная программа повышения квалификации.
Модуль: "Технология социальной работы с детьми, имеющими
отклонения в развитии, в современных условиях рынка"/ Сост.
В.А. Пасичниченко, Л. А. Фролова/ - Сочи, 64 стр.
В брошюре представлен материал по технологиям социальной работы
и правовой защите детей с проблемами в развитии. Это составная
часть целостной Образовательной программы повышения квалификации
зам. директоров по социально-экономическому менеджменту и правовой
защите аномальных детей в новых экономических условиях.
Интересным дополнением к курсу является инновационный опыт применения
технологий социальной работы с "проблемными" детьми
в специальной (коррекционной) школе-интернате №2 г. Сочи.
Система "практикумов" в брошюре позволяет в конкретной
деятельности закрепить знания в области социальной педагогики
Образовательная программа повышения квалификации.
Модуль: «Основы рыночной экономики и менеджмента в системе образования.
Защита прав малого бизнеса» /Сост. А.Ю. Агафонов – Сочи/, 28стр.
В брошюре дано тезисное содержание модуля «Основы рыночной экономики
и менеджмента в системе образования. Защита прав малого бизнеса»,
который является частью образовательной программы повышения квалификации
руководящих работников по специальности: «зам. директора по социально -экономическому менеджменту
в коррекционных ОУ».
По завершению каждой темы приложены тест-задания и практикумы.
Образовательная программа повышения квалификации.
Модуль: "Профессионально-трудовая адаптация детей
и подростков с отклонениями в развитии в новых экономических условиях"/
Сост. Л. А. Фролова/ - Сочи, 80 стр.
Этот модуль встраивается в образовательную программу двух новых
специализаций в образовании: «заместитель директора по социально-экономическому
менеджменту в коррекционном ОУ и правовая защита аномальных детей»
и «мастер производственного обучения и организатор ОППТ».
В настоящее время с переходом к рыночной экономике, предъявляются
существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональной
готовности работников производственной и обслуживающей сфер труда.
Это делает особенно актуальной проблему коренного изменения подготовки
детей с нарушенным развитием к самостоятельной жизни и общественно-полезному
труду.
Данные катамнеза выпускников
свидетельствует о том, что большинство выпускников специальных
(коррекционных) школ способны к освоению несложными профессиями
и могут успешно работать на многих производственных предприятиях.
И вместе с тем их возможность в плане профессиональной подготовки
значительно ограничены. Это обусловлено, во-первых, достаточно
узким кругом доступных видов профессионального труда; во-вторых,
медленным темпом учения, в то время как требуется овладеть учебным
материалом на уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Решая задачу совершенствования трудовое проблемами в развитии,
мы выделяем в образовательной программе несколько основных направлений:
- Первое направление предполагает организационно-структурную перестройку
профессионально-трудового модуля, включая всю структуру ОУ (образовательные
учреждения).
- Второе имеет целью изменения содержания учебно-воспитательного
процесса работы и повышения ее качества до уровня, соответствующего
социально- экономическим условиям настоящего времени.
Реализуя первое выше сформулированные задачи и направление, наша
школа в управленческую структуру ввела профессионально-адаптационный
модуль, сориентировав его работу исключительно на производственную
деятельность учащихся в условиях рыночных отношений. Существенно
изменила учебный план и ввела конкурентоспособные профили трудового
обучения (пчеловодство, декоративное цветоводство, выращивание
цитрусовых, мебельное дело и др.) и ряд вспомогательных предметов
(основы экологических знаний, этику и психологию семейной жизни,
историю и культуру родного края).
Продление периода профессиональной подготовки в стенах за счет
производственных классов коррекционной школы-интерната, на наш
взгляд, значительно эффективнее, чем в существующих ПТУ. Опыт
показывает, что в ОУ, предназначенных для лиц с нормальным интеллектом
(какими являются ПТУ) трудно создать условия, соответствующие
возможностям учащихся с нарушенным интеллектом или с другим дефектом
уже потому, что мастера и преподаватели ПТУ, как правило, не знакомы
с теорией и практикой трудового обучения детей с отклонениями
в развитии.
Проведенное нами увеличение сроков профессионального обучения,
изменение учебного плана и программ служат необходимыми, но не
решающими факторами совершенствования профессиональной подготовки
воспитанников коррекционных школ. Главным было и остается качество
коррекционной работы, направленной на развитие ребенка и его социально-трудовую
адаптацию.
Ввиду больших различий в уровне обучаемости и коррекции детей
с нарушенным развитием, ввиду их различий в структуре дефекта,
трудно предусмотреть метод обучения, равно эффективный в отношении
всех учащихся класса и учебно-трудовой группы. Отсюда возникает
необходимость постоянной корректировки применяемых методик, направленных
на индивидуальное продвижение, фиксацию параметров развития и
обученности каждого. Мы нацеливаем учителя трудового обучения
видеть перспективу каждого ребенка и, прежде всего, выпускника,
прогнозировать его «будущность». Образовательный стандарт, даже
специальный, этого не предусматривает, однако, именно коррекционные
школы берут на себя ответственность за дальнейшую жизнь выпускников
из-за гуманности своей профессии и из-за жестких условий рыночных
отношений.
Именно эти факты, а также выводы катамнестических сведений, заставили
нас нестандартно подходить к профессиональной подготовке аномальных
детей, разрабатывать и применять свои технологии социально-трудовой
адаптации учащихся. Мы коротко возьмемся обозначить лишь их суть,
а содержательная часть будет представлена слушателям в ходе практической
деятельности на базе школы-интерната № 2 г.Сочи.
Образовательная программа повышения
квалификации. Модуль: «Основы дефектологии и специальной психологии»
/ Сост. Гершун Н.ВА., Л.А.Фролова/г.Сочи – 28 л.
Модуль дает представление об особенностях интеллектуального и
психофизического развития умственно отсталого ребенка, об основах
диагностики и методах отбора аномальных детей в спец. ОУ. Проблемным
полем специальной психологии и дефектологии остается социализация
аномального ребенка, формирующейся личности, психологическая реабилитация,
трудовая реализация. Эти задачи решаются специальными педагогическими
средствами, о которых идет речь в нашем материале.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
«ЭВРИКА»
Образовательная программа повышения
квалификации. Модуль: «Охрана труда в коррекционном ОУ»
/Сост. В.Ю.Макарова /г.Сочи – 64 л.
В модуле содержатся правовые основы охраны труда и техники безопасности
в ОУ, законодательная база, нормативные требования. Разработаны
инструкции по охране труда, номенклатура дел по охране труда в
ОУ. Предлагаются по каждой теме практикумы и тест-задания.
Специальная
(коррекционная) образовательная школа-интернат №2 Центрального
района г. Сочи
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
Модуль: «Охрана
труда в образовательном учреждении».
I. Область знания.
Актуальность.
II . Цели и задачи курса.
III. Учебно-тематическое планирование.
IV. Содержание курса.
V. Практикум по охране труда и ТБ
в специальной (коррекционной) школы-интерната №2 г.Сочи)
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
«ЭВРИКА»
Образовательная программа повышения
квалификации. Модуль: «Аттестация руководящих и педагогических
работников в коррекционном ОУ» /Сост. Л.А.Фролова/г.Сочи - 29л.
Модуль коротко знакомит слушателей с нормативно-правовой базой
аттестации руководящих и педагогических работников, с процедурой
аттестации и методикой проведения экспертизы профессионализма
данной категории слушателей. Предлагаются образцы экспертиз урочной,
внеурочной, производственной деятельности, тест-карты, анкеты
по процедуре аттестации, тестовые задания по профилям трудового
обучения в коррекционной школе при аттестационном срезе.
Специальная
(коррекционная) образовательная школа-интернат №2 Центрального
района г. Сочи
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Модуль:
«Аттестация руководящих и педагогических работников в коррекционных
образовательных учреждениях».
I. Область знания. Актуальность.
II. Цели и задачи курса.
III. Учебно-тематическое планирование.
IV. Содержание курса.
V. Практикум по аттестации руководящих и педагогических работников
на основе аттестационных материалов специальной (коррекционной)
школы-интерната №2 г.Сочи)
"Наше хозяйство... или как выжить в наше время."/Книга
с методическими материалами по организации школьного хозяйства,
программами по с/х труду, практическими рекомендациями, фотоматериалом.
/Сост. Л. А. Фролова, Л. И. Иванова, Л. И. Гершун/ - Сочи, 56 стр.+
фотоальбом.
В брошюре представлена часть материалов, отражающих логику и содержание
сельскохозяйственного труда в специальном образовательном учреждении.
Через систему программ обучения детей сельскохозяйственному труду,
через расширение школьного хозяйства, через специальные технологии
трудового обучения предлагается школам самостоятельно сегодня выживать
в период рыночных отношений и зарабатывать деньги.
Сборник авторских программ профессионально-трудового
обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида /Швейное дело.
Вязальное дело/ Сост. Л. А. Фролова, Н. П. Бутакова, Л. Д. Чуприна/
- Сочи, 92 с.
В брошюре представлены авторские образовательные программы профессионально-трудового
обучения детей с проблемами развития на основе многолетнего практического
опыта мастеров производственного обучения специальной (коррекционной)
школы-интерната 8 вида.
Программы ориентированы не только на профессиональную подготовку
в рамках специального стандарта, но и на индивидуально-трудовую,
предпринимательскую деятельность выпускников специальных (коррекционных)
школы в период новых экономических отношений (рынка).
Сборник авторских образовательных программ профессионально-трудового
обучения в специальной (коррекционной) школе 8 вида/Столярное дело.
Мебельное дело. Штукатурно-малярное дело./ Сост. Л. А. Фролова,
А. А. Бондаренко, В. А. Сыромятников, Н. А. Маковецкая/ - Сочи,
64 стр.
В брошюре представлены авторские образовательные программы профессионально-трудового
обучения детей и подростков с отклонениями в развитии на основе
многолетнего опыта мастеров производственного обучения специальной
(коррекционной) школы-интерната восьмого вида. К программам приложены
экзаменационные билеты и практические задания, разработанные школьными
авторами.
Они ориентированы не только на профессиональную подготовку в стенах
школы, но и на индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность
выпускников специальных (коррекционных) школ в период новых рыночных
отношений
Фотоальбом столярных изделий с технологическим
описанием, как приложение к учебно-тематическому комплексу модуля
«Технологии профессионально-трудовой адаптации детей и подростков
с проблемами развития в новых экономических условиях»./автор-разработчик
мастер производственного обучения школы-интерната №2 Бондаренко
А.А./г.Сочи - 8л.
В альбоме содержатся фотографии столярных и мебельных изделий,
изготовленных учащимися в производственных столярном и мебельном
цехах нашей школы. Ценность альбома в том, что к каждому изделию
прилагается технологическое описание и себестоимость изделия.
В этой связи он одновременно может выступать, как рекламный проспект
на наши изделия.
Образовательная программа профессионально-трудового
обучения по специальности «Пчеловодство и столярное оборудование
пасек» /Сост. Нариманов Г.Г.
/г.Сочи – 34 л.
В брошюре представлена авторская программа профессионально-трудового
обучения детей и подростков с отклонениями в развитии на основе
многолетнего опыта мастера производственного обучения и пчеловода-любителя
специальной (коррекционной) школы-интерната восьмого вида Нариманова
Г.Г.
Она ориентирована не только на профессиональную подготовку в стенах
школы, но и на индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность
выпускников специальных (коррекционных) школ в период новых рыночных
отношений
Экспериментальная образовательная программа
профессионально-трудового обучения «Приусадебное хозяйство»
/Сост. Л.И.Гершун Л. А. Фролова, / - Сочи, 64 стр.
Авторская образовательная программа "Приусадебное хозяйство"
предназначена для трудового обучения учащихся 7-10 кл. с интеллектуальными
нарушениями всех уровней. Предусматривает подготовку школьников
к труду в сельскохозяйственном производстве с различными формами
собственности (домашнее хозяйство, фермерское хозяйство, городские
усадьбы, арендные хозяйства, полевые и животноводческие хозяйства).
Программа имеет 4-летний цикл обучения и следующие разделы: "Животноводство",
"Птицеводство", "Плодоводство", "Овощеводство",
"Цветоводство", "Выращивание цитрусовых культур".
Реализация возможностей многопрофильного обучения
по сельскохозяйственному труду должна в дальнейшем явиться гарантией
трудоустройства наших выпускников в сельской местности, либо рентабельно
вести индивидуальное подсобное хозяйство.
Буклет «В помощь старшекласснику
и выпускнику школы. Памятка начинающему работнику» /автор
Л.А.Фролова/г.Сочи – 24с.
Буклет-памятка выпускнику специального (коррекционного) ОУ с обращением
«Ты - выпускник! Перед тобой открывается большая жизнь. Ты завтра
пойдешь трудиться на предприятия города. И пусть эта брошюрка
тебе поможет при трудоустройстве». Выпускник получает краткий
свод законов по трудоустройству и своих правах при приеме на работу,
рекомендации по составлению и расторжению трудового договора,
рекомендации по поведению при трудоустройстве.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА обучения специальности
«ВЫРАЩИВАНИЕ ЦИТРУСОВЫХ КУЛЬТУР В СОЧИНСКОМ РЕГИОНЕ»
«Выращивание цитрусовых культур
в сочинском регионе». Экспериментальная образовательная программа
( Сост. Л.И.Гершун, Л.А.Фролова /-Сочи, 43стр.
Настоящая образовательная программа по сельскохозяйственному труду
«Возделывание и выращивание субтропических культур» рассчитана
на подготовку учащихся ОУ к работе в лимонарии, садоводческих
бригадах, плодоводческих хозяйствах, питомниках, на собственных
приусадебных участках в качестве рабочих по выращиванию лимонов,
апельсинов.
Учащиеся приобретают практические навыки по уходу за молодым садом,
в вегетативном размножении цитрусовых культур, в формировании
и обрезке плодовых деревьев, в создании питомника и выращивании
саженцев, в уходе за плодоносящими цитрусовыми культурами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к программе : «ПЛОДОВОДСТВО И ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО» (5-9 классы
IIчетверть )
Составители : учитель
с\х труда ГЕРШУН Л.И.
дефектолог ФРОЛОВА Л.А
Образовательная программа «Ручной труд в
начальных классах коррекционной школы» /Авторы-составители: Минина
Е.П., учитель ручного труда, Фролова Л.А., учитель-дефектолог/
67 стр.
Программа «Ручной труд в начальных классах коррекционной школы»
может стать основой деятельности для начинающего педагога дополнительного
образования или для учителя начальных классов, а также воспитателя.
Ее реализацию можно осуществлять как в урочной деятельности, так
и во внеклассной работе, студийной, кружковой.
Она включена в учебно-методический комплекс образовательной программы
ИЦПК в части «Профессионально-трудовое обучение детей и подростков
с проблемами развития в период рыночных отношений».
Нормативно-проектное описание образовательных
программ (коррекционной) школы/ Сост. Л. А. Фролова/ - Сочи, 2001.
-28 с.
В брошюре представлена совокупность нормативно-проектных описаний
основных и дополнительных программ специальной (коррекционной)
школы восьмого вида.
Автором нормативно-проектных описаний специальных коррекционных
образовательных программ является учитель-дефектолог высшей категории
Фролова Л.А. Предложенные нормативно-проектные описания рекомендуются
руководящим работникам интернатных специальных образовательных
учреждений как основа для разработки собственных образовательных
программ.
Образовательная программа «Этика
и психология семейной жизни» (9-10кл. школы VIII вида)
/авторы-сост. Гершун Н.В. Фролова Л.А / г.Сочи -18 л.
Программа нацелена научить умственно отсталого ребенка производить
сознательную самооценку своих поступков и себя как личности. Обучение
учащихся специальных (коррекционных) ОУ элементарным сведениям
о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе,
их направленная ориентация на высокие эталоны нравственности и
личные характеристики человека, такие, как справедливость, совесть,
долг, ответственность и др. являются основным смыслом учебно-воспитательного
процесса и задачами нового предмета в коррекционных ОУ
Словарь «В помощь социальному педагогу
коррекционных образовательных учреждений»/ авторы-сост.
социальный педагог школы Пасичниченко В.А., учитель-дефектолог
Фролова Л.А/ г.Сочи-28л.
Словарь «В помощь социальному педагогу коррекционных
образовательных учреждений» составлен в рамках модуля «Социально-правовая
защита детей и подростков с проблемами развития в современных
условиях» образовательной программы курса повышения квалификации.
В словаре раскрываются не только термины, но и понятия из области
коррекционной педагогики и социальной психологии. Словарь отражает
краткое содержание двух наук. Это ему позволяет быть информативным
для зам. директоров коррекционных образовательных учреждений,
учителей, воспитателей, социальных педагогов.
Материал для словаря подбирался
для слушателей специальности «зам. директора по социально-педагогическому
менеджменту и правовой защите детей с проблемами развития в условиях
рынка» в соответствии с содержанием образовательной программы
Инновационного Центра Повышения Квалификации
Веселый решебник. Экономический практикум для юных бизнесменов.
Сборник веселых задач из повседневной жизни школы-интерната №2 г.Сочи.
Копилка «Веселых задач».
Представленные задачи-загадки родились
в нашей школе на уроках трудового обучения, во внеклассное время
и просто на досуге!
Рекомендовано решать на уроках математики, на уроках трудового
обучения, во внеклассной работе и просто, на досуге. Веселые и
оригинальные ответы поощряются!
Авторы-составители:
ученики;
Гершун Л.И., учитель труда;
Корниенко Т.А., воспитатель;
Гершун Н.В., педагог-психолог;
Фролова Л.А., учитель-дефектолог
Вакансии:
кто следующий?
Ж дем варианты ваших веселых ответов и задач