Знание особенностей познавательной
деятельности учащихся - основа коррекционной работы на уроке.
Специальная психология и дефектология изучает закономерности
развития
психики аномального ребенка, в том числе и детей с нарушением интеллекта.
Каждый аномальный школьник обладает только одному ему присущими особенностями
познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый
требует индивидуального подхода, который учитель, в силу разных причин,
не всегда имеет возможность осуществить. Даже в том случае, когда-педагог
снабжается специальными разработанными психологическими рекомендациями,
их действие оказывается неэффективным из-за существенных профессиональных
барьеров и недостаточного качества профессиональной психологической
подготовленности учителей.
Усвоение курса "Основы дефектологии и специальной психологии"
имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание своеобразия
психического развития ребенка с нарушением интеллекта помогает педагогу
квалифицированно решать вопросы обучения и воспитания учащихся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений, преодолевать или компенсировать
нарушенные психические функции через учебно-воспитательный процесс.
Данные специальной психологии позволяют обосновать теорию обучения и
воспитания учащихся с психофизическими нарушениями. Целенаправленное
воздействие на аномальных детей может оказывать лишь в том случае, если
известно своеобразие их психического развития. Это своеобразие является
предметом одной из отраслей психологии - психологии аномального ребенка.
Курс основы дефектологии и специальной психологии адресован учителю
коррекционной школы в целях его ориентировки в проблемах отклонений
развития у детей, в характере того или иного дефекта и возникающих под
его влиянием затруднениях в обучении у ребенка, а также в целях оказания
помощи школе и учителю в нахождении путей и средств преодоления этих
затруднений.
Основной задачей коррекционных школ сегодня является социальная реабилитация
и оказание комплексной помощи детям с проблемами в развитии: система
их изучения должна быть направлена не на постановку диагноза как такового,
а на подбор соответствующих коррекционно-реабилитирующих программ условий
их обучения, общения и подготовки к будущей жизни.
В области социального образования имеется ряд проблем, одной из которых
является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения
детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.