Модуль:
«Технологии социальной работы с детьми, имеющими отклонения
в развитии
в современных условиях».
I. Область знания. Актуальность.
В соответствии с новыми социокультурными реалиями, связанными с процессами,
сначала, урбанизации, ослаблением влияния церкви в сфере морали, воспитания,
а затем и с появлением рыночных отношений возникла необходимость в науке
о социальном воспитании человека.
В России выход на профессиональный уровень социальной работы и подготовки
специалистов для ее проведения (социальных работников и социальных педагогов)
был законодательно оформлен совсем недавно (1991г.).
Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в
области отношений в социуме. Его деятельность ориентирована на все категории
населения разного возраста, различных профессий, социальных групп, на
работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме.
Такая служба чрезвычайно важна для людей с отклонениями в развитии,
особенно для подростков с психофизическими отклонениями – выпускников
специальных (коррекционных) школ-интернатов, не имеющих достаточно социального
опыта на этапе перехода к самостоятельной жизни.
К настоящему времени педагогика только определяет пути интеграции воспитательных
сил общества, условия взаимодействия субъектов социального воспитания,
разрабатывает теорию социального воспитания.
Уровень цивилизации общества во многом оценивается именно его отношением
к детям с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных
условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания,
обучения, ее социально-трудовой адаптации и интеграции в обществе относятся
к числу важнейших задач любого государства.
Процесс социальной адаптации личности – это сложнейшее общественное
явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности
человека. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических,
политических, собственно социальных и духовных отношений в обществе
требуют от индивида психического и физического здоровья для успешной
деятельности, знания и умения в использовании наиболее эффективных механизмов
адаптации в различных сферах функционирования государства, своего саморазвития.
В настоящее время система социальных институтов призвана стать активным
помощником человека в совершенствовании своей жизни, а сам статус социальных
работников только складывается.
Существующая в стране установка на обучение этой категории детей от
семей, мало способствует формированию социальной адаптации.
Таким образом, возможности детей с умственными и физическими ограничениями,
так же как и возможности их семей в сфере образования, трудоустройства,
получения доходов, обеспечения жильем, участия в социальной, культурной,
экономической жизни неадекватны возможностям здоровых детей. Должны
быть созданы условия для интеграции инвалидов в общество, сформированы
предпосылки к независимой жизни этой части населения.
Исходя из вышесказанного, актуальность и важность данного модуля вызвана
необходимостью рассмотрения состояния социальной работы с аномальными
детьми, а именно социализации и трудовой адаптации детей с ограниченными
возможностями в обществе.
Изучение и анализ мнения представителей общества относительно лиц с
психофизическими нарушениями, выделение факторов, затрудняющих адаптированные
и интеграционные процессы лиц с дефектным развитием, выяснение представлений
учащихся и выпускников специальных (коррекционных) школ о перспективах
их самостоятельной жизни позволили нам определить сферу профессиональной
деятельности новой административной единицы – зам. директора по социальному
менеджменту и социально-правовой защите детей и подростков с нарушенным
развитием в период новых экономических отношений.
Несмотря на то, что большая часть этого функционала отводится менеджменту
(знание основ рыночной экономики, производственной деятельности и трудового
обучения), на наш взгляд социально-правовая защита не менее важна и
идет в одной связке с экономическим блоком. Данная должность предусматривает
посредничество между учащимися, с одной стороны, и администрацией, социальными
службами, внешкольными учреждениями, с другой стороны. Прежде чем принять
решение о профилях трудового обучения в школе, педагогическому коллективу
под руководством зам. директора по менеджменту и социально-правовой
защите должен быть совместно с социальным педагогом проведен анализ
социального и материального положения учащихся для того, чтобы содержание
трудового обучения отвечало перспективным задачам трудоустройства по
месту дальнейшего проживания воспитанника. Социальному анализу должны
подвергаться вопросы трудоустройства бывших выпускников, причины сменяемости
их трудовой деятельности, а также характер адаптации по истечении 3-х
лет после завершения обучения в коррекционных образовательных учреждениях.
Сведения такого рода позволят периодически вносить дополнения и изменения
в программу социально-педагогической поддержки аномальных воспитанников.
II. Целью курса является изучение и анализ основных
технологий социальной работы с контингентом специальных (коррекционных)
образовательных учреждений разных видов (1-8) в процессе их социализации
в период рыночных отношений.
Задачи курса:
Выявить и раскрыть сущность технологий социальной работы с аномальными
детьми через подготовку их к труду как одному из важнейших аспектов
социальной адаптации и комплексной реабилитации.
Передать слушателям курса обобщенный опыт применения технологий
социальной работы с детьми и подростками специальной (коррекционной)
образовательной школы-интерната №2 VIII вида г. Сочи.