Модуль:
«Профессионально-трудовая адаптация детей и подростков с отклонениями
в развитии в новых экономических условиях»
В настоящее время с переходом к рыночной экономике,
предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности
и профессиональной готовности работников производственной и обслуживающей
сфер труда. Это делает особенно актуальной проблему коренного изменения
подготовки детей с нарушенным развитием к самостоятельной жизни и общественно-полезному
труду.
Данные катамнеза свидетельствует о том, что большинство выпускников
специальных (коррекционных) школ способны к освоению несложными профессиями
и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. И
вместе с тем их возможность в плане профессиональной подготовки значительно
ограничены. Это обусловлено, во-первых, достаточно узким кругом доступных
видов профессионального труда; во-вторых, медленным темпом учения, в
то время как требуется овладеть учебным материалом на уровне, достаточном
для самостоятельной профессиональной деятельности.
Полученные данные катамнеза позволяют сделать следующие акценты в определении
задач специальной (коррекционной) школы-интерната в области социально-трудовой
адаптации учащихся на этапе практической реализации проекта:
Проводить широкие диагностические исследования психических особенностей
выпускников школы-интерната для оказания помощи в профессиональном
самоопределении.
Усилить профессионально-ориентационную работу для облегчения последующего
трудоустройства выпускников.
Разработать систему постинтернатного консультирования, позволяющую
облегчить социально-трудовую адаптацию выпускников.
Ввести в учебные планы многопрофильность трудового обучения.
Переориентировать программное обеспечение уроков трудового обучения
на индивидуально-трудовую деятельность и частное предпринимательство.
В связи с ростом в последние годы числа безработных выпускников
специальной школы разработать и ввести в учебный план принципиально
новую программу «Приусадебное хозяйство», в которой будет предусмотрена
многопрофильность направлений с/х труда (интегрировать цветоводство,
животноводство, растениеводство, овощеводство, птицеводство, пчеловодство).
Возобновить систему договоров с Центром занятости населения для
выделения рабочих мест выпускникам специальной (коррекционной) школы.
Продолжить сбор и анализ катамнестических сведений с целью отслеживания
тенденций и прогнозирования перспектив трудоустройства выпускников.
Расширить систему договоров с коллективами учреждений, предприятий,
агрофирм г. Сочи с целью повышения трудовой квалификации старшеклассников
в условиях производств города.
Расширить сеть 10-х производственных классов через укрепление материально-технической
базы трудового обучения и стимулов к повышению профессиональной подготовки
выпускников в условиях школы.
ПМПК активизировать на выпуске работу по снятию диагноза через совместную
деятельность с городским ПМС-центром и Психоневрологическим диспансером.
Решая задачу совершенствования трудовое проблемами в развитии, мы
выделяем в образовательной программе несколько основных направлений:
Первое направление предполагает организационно-структурную перестройку
профессионально-трудового модуля, включая всю структуру ОУ (образовательные
учреждения).
Второе имеет целью изменения содержания учебно-воспитательного процесса
работы и повышения ее качества до уровня, соответствующего социально-
экономическим условиям настоящего времени.
Реализуя первое выше сформулированные задачи и направление, наша школа
в управленческую структуру ввела профессионально-адаптационный модуль,
сориентировав его работу исключительно на производственную деятельность
учащихся в условиях рыночных отношений. Существенно изменила учебный
план и ввела конкурентоспособные профили трудового обучения (пчеловодство,
декоративное цветоводство, выращивание цитрусовых, мебельное дело и
др.) и ряд вспомогательных предметов (основы экологических знаний, этику
и психологию семейной жизни, историю и культуру родного края).
Продление периода профессиональной подготовки в стенах за счет производственных
классов коррекционной школы-интерната, на наш взгляд, значительно эффективнее,
чем в существующих ПТУ. Опыт показывает, что в ОУ, предназначенных для
лиц с нормальным интеллектом (какими являются ПТУ) трудно создать условия,
соответствующие возможностям учащихся с нарушенным интеллектом или с
другим дефектом уже потому, что мастера и преподаватели ПТУ, как правило,
не знакомы с теорией и практикой трудового обучения детей с отклонениями
в развитии.
Проведенное нами увеличение сроков профессионального обучения, изменение
учебного плана и программ служат необходимыми, но не решающими факторами
совершенствования профессиональной подготовки воспитанников коррекционных
школ. Главным было и остается качество коррекционной работы, направленной
на развитие ребенка и его социально-трудовую адаптацию.
Ввиду больших различий в уровне обучаемости и коррекции детей с нарушенным
развитием, ввиду их различий в структуре дефекта, трудно предусмотреть
метод обучения, равно эффективный в отношении всех учащихся класса и
учебно-трудовой группы. Отсюда возникает необходимость постоянной корректировки
применяемых методик, направленных на индивидуальное продвижение, фиксацию
параметров развития и обученности каждого. Мы нацеливаем учителя трудового
обучения видеть перспективу каждого ребенка и, прежде всего, выпускника,
прогнозировать его «будущность». Образовательный стандарт, даже специальный,
этого не предусматривает, однако, именно коррекционные школы берут на
себя ответственность за дальнейшую жизнь выпускников из-за гуманности
своей профессии и из-за жестких условий рыночных отношений.
Именно эти факты, а также выводы катамнестических сведений, заставили
нас нестандартно подходить к профессиональной подготовке аномальных
детей, разрабатывать и применять свои технологии социально-трудовой
адаптации учащихся. Мы коротко возьмемся обозначить лишь их суть, а
содержательная часть будет представлена слушателям в ходе практической
деятельности на базе школы-интерната № 2 г.Сочи.