ш к о л а
 Визитка
 Образовательная программа
 Трудовое обучение
 Проектная деятельность
 П М П К
И Ц П К
 Визитка
 Логика построения программы
 Образовательная программа
 Библиотека
 E-Mail
 Admin
 
Адрес: г. Сочи
ул. Плеханова, 42

Модуль: «Управление в специальном (коррекционном) образовании»

Модуль «Управление в специальном (коррекционном) образовании» (в дальнейшем – Модуль) является составной частью целостной программы повышения квалификации заместителей директоров образовательных учреждений по менеджменту и правовой защите детей с проблемами в развитии.
Продолжительность реализации Модуля в рамках курсов повышения квалификации - 28 часов.
Области знания, содержание которых представлено в Модуле – это «Коррекционная педагогика» и «Управление в образовании». По-видимому, целесообразно обозначить представляемую область знания более конкретно, как «Управление в специальном (коррекционном) образовании», что и отражено в названии Модуля.
Актуальность названных областей знания в образовательной сфере состоит в следующем.
Принцип равенства прав каждого человека на получение образования, позволяющего ему стать полноправным членом общества, требует особого внимания и специальных усилий при его реализации в отношении лиц, возможности которых в получении образования ограничены проблемами психофизического развития и (или) интеллектуальными дефектами.
Для обеспечения полноценной социально-трудовой адаптации таких детей и подростков необходимо создать благоприятные условия для их умственного развития и трудового обучения. Такие условия могут быть созданы в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях и одним из этих условий является адекватная деятельность руководителей по управлению деятельностью таких учреждений, особенно в сфере производственной деятельности воспитанников. Для успешного управления названной сферой необходимо в рамках образовательного учреждения осуществлять такие нетрадиционные (специфические) действия, как:
производственно-финансовое планирование деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения с учетом спектра заказов, состояния сырьевой базы, договорных обязательств и ожидаемых результатов производственной деятельности:

  • переговорная деятельность с заказчиками и поставщиками;
  • оснащение производственных мастерских современным оборудованием и сырьем;
  • поиск рынков сбыта продуктов трудовой деятельности учащихся и мастеров производственного обучения;
  • организация производственной практики воспитанников учреждения на предприятиях города и ряд других.

Названную деятельность и будет осуществлять заместитель директора по менеджменту и правовой защите детей с проблемами в развитии.
В современных, быстро меняющихся социально-экономических условиях особое значение приобретает продуктивный синтез идей коррекционной педагогики с идеями образовательного менеджмента, спроектированного на проблемы социально-правовой защиты аномальных детей. Названный синтез позволит управлять деятельностью специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения таким образом, что станет возможным преодоление несоответствия психофизического состояния аномальных детей и подростков тем требованиям, которые предъявляются им со стороны современного производства и социума в целом.
Все сказанное обусловливает актуальность рассматриваемой программы повышения квалификации в целом и предлагаемого Модуля, в частности.
Данная программа повышения квалификации в качестве своей методологической основы имеет результаты реализации проекта «Социально-трудовая адаптация детей и подростков с проблемами развития в период новых экономических отношений», который разработан и выполняется на базе школы-интерната № 2 города Сочи, являющегося специальной (коррекционной) общеобразовательной школой для детей и подростков с интеллектуальными и психофизическими нарушениями в развитии. Названный проект с сентября 1998 года имеет статус «Федеральная экспериментальная площадка в системе образования Российской Федерации».
Рассматриваемый Модуль в данной программе повышения квалификации является содержательным средоточием минимума теории и практики управленческой деятельности в специальном (коррекционном) образовательном учреждении и, в совокупности с модулями «Экономика», «Педагогические технологии трудового обучения», «Коррекционная педагогика, специальная психология и основы дефектологии», «Социальная педагогика и защита прав ребенка», «Дополнительное образование и общественно полезный производительный труд», «Техника безопасности и охрана труда», «Аттестация», составляет организационно-методологическую целостность.
Содержание Модуля обусловлено целями подготовки заместителей директоров образовательных учреждений по менеджменту и социально-правовой защите аномальных детей, к которым могут быть отнесены следующие:

  • освоение идей гуманизации и личностно ориентированного характера современного образования в целом и преломление этих идей на систему специального (коррекционного) образования в условиях новых экономических отношений;
  • усвоение на уровне гибкого и оптимального использования в повседневной управленческой деятельности содержания нормативно-правовой базы управления специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением;
  • понимание специфики общих функций управления в деле управления специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением;
  • овладение умением осуществлять социальное прогнозирование в контексте обеспечения социально-правовой защиты аномальных детей;
  • овладение знаниями в области маркетинга по вопросам сбыта продуктов производственной деятельности и умениями по его осуществлению;
  • оценивание эффективности управления специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением;
  • овладение технологиями управления педагогическим и детским коллективами в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении;
  • формирование навыков делового общения и принятия управленческих решений;
  • освоение технологий взаимодействия с семьями аномальных детей.

Достижение названных целей Модуля возможно в ходе выполнения следующих задач:

  • использования для организации и осуществления преподавания Модуля современных научно-методических материалов по обозначенной в целях содержательной тематике;
  • применения на учебных занятиях интерактивных форм обучения, современных технологий организации проектной деятельности слушателей;
  • осуществления систематической и разнообразной по формам диагностики результативности освоения слушателями содержания Модуля.

Теоретической основой модуля является системный и ситуационный подходы к управлению совместной производственной деятельностью педагогов и воспитанников в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, предполагающие отсутствие инвариантных моделей управления, изучение особенностей организации и конкретной ситуации и, с учетом широкого спектра факторов, возможность выбора способа управления, адекватного этим условиям.
Формы и методы проведения занятий отражают основные принципы андрагогики:

  • использование конкретного опыта слушателей,
  • практическую ценность обучения «здесь и сейчас»,
  • опору на решение конкретных проблем,
  • предоставление возможностей осознать и оценить свой опыт,
  • апробацию альтернативных способов профессиональной деятельности и другие.

В качестве основных дидактических принципов, лежащих в основе построения процесса обучения, используются следующие:

  • создание рефлексивной среды, способствующей активизации рефлексивных процессов самосознания и самореализации, формированию профессионального сознания и активного отношения к проектированию стиля руководства,
  • отбор содержания теоретической подготовки слушателей в соответствии с задачами расширения их компетентности, с одной стороны, и стимулирования процесса профессиональной рефлексии – с другой.

Акцент сделан на использование интерактивных форм и методов обучения, предоставляющих слушателям возможности осознать собственные представления, мотивы и механизмы своего профессионального поведения.

 

Сайт управляется системой uCoz