Модуль:
«Управление в специальном (коррекционном) образовании»
Модуль «Управление в специальном (коррекционном) образовании»
(в дальнейшем – Модуль) является составной частью целостной программы
повышения квалификации заместителей директоров образовательных учреждений
по менеджменту и правовой защите детей с проблемами в развитии.
Продолжительность реализации Модуля в рамках курсов повышения квалификации
- 28 часов.
Области знания, содержание которых представлено в Модуле – это «Коррекционная
педагогика» и «Управление в образовании».
По-видимому, целесообразно обозначить представляемую область знания
более конкретно, как «Управление в специальном (коррекционном) образовании»,
что и отражено в названии Модуля.
Актуальность названных областей знания в образовательной сфере состоит
в следующем.
Принцип равенства прав каждого человека на получение образования, позволяющего
ему стать полноправным членом общества, требует особого внимания и специальных
усилий при его реализации в отношении лиц, возможности которых в получении
образования ограничены проблемами психофизического развития и (или)
интеллектуальными дефектами.
Для обеспечения полноценной социально-трудовой адаптации таких детей
и подростков необходимо создать благоприятные условия для их умственного
развития и трудового обучения. Такие условия могут быть созданы в специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждениях и одним из этих условий
является адекватная деятельность руководителей по управлению деятельностью
таких учреждений, особенно в сфере производственной деятельности воспитанников.
Для успешного управления названной сферой необходимо в рамках образовательного
учреждения осуществлять такие нетрадиционные (специфические) действия,
как:
производственно-финансовое планирование деятельности специального (коррекционного)
образовательного учреждения с учетом спектра заказов, состояния сырьевой
базы, договорных обязательств и ожидаемых результатов производственной
деятельности:
переговорная деятельность с заказчиками и поставщиками;
оснащение производственных мастерских современным оборудованием
и сырьем;
поиск рынков сбыта продуктов трудовой деятельности учащихся и мастеров
производственного обучения;
организация производственной практики воспитанников учреждения
на предприятиях города и ряд других.
Названную деятельность и будет осуществлять заместитель
директора по менеджменту и правовой защите детей с проблемами в развитии.
В современных, быстро меняющихся социально-экономических условиях особое
значение приобретает продуктивный синтез идей коррекционной педагогики
с идеями образовательного менеджмента, спроектированного на проблемы
социально-правовой защиты аномальных детей. Названный синтез позволит
управлять деятельностью специального (коррекционного) общеобразовательного
учреждения таким образом, что станет возможным преодоление несоответствия
психофизического состояния аномальных детей и подростков тем требованиям,
которые предъявляются им со стороны современного производства и социума
в целом.
Все сказанное обусловливает актуальность рассматриваемой программы повышения
квалификации в целом и предлагаемого Модуля, в частности.
Данная программа повышения квалификации в качестве своей методологической
основы имеет результаты реализации проекта «Социально-трудовая адаптация
детей и подростков с проблемами развития в период новых экономических
отношений», который разработан и выполняется на базе школы-интерната
№ 2 города Сочи, являющегося специальной (коррекционной) общеобразовательной
школой для детей и подростков с интеллектуальными и психофизическими
нарушениями в развитии. Названный проект с сентября 1998 года имеет
статус «Федеральная экспериментальная площадка в системе образования
Российской Федерации».
Рассматриваемый Модуль в данной программе повышения квалификации является
содержательным средоточием минимума теории и практики управленческой
деятельности в специальном (коррекционном) образовательном учреждении
и, в совокупности с модулями «Экономика», «Педагогические технологии
трудового обучения», «Коррекционная педагогика, специальная психология
и основы дефектологии», «Социальная педагогика и защита прав ребенка»,
«Дополнительное образование и общественно полезный производительный
труд», «Техника безопасности и охрана труда», «Аттестация», составляет
организационно-методологическую целостность.
Содержание Модуля обусловлено целями подготовки заместителей директоров
образовательных учреждений по менеджменту и социально-правовой защите
аномальных детей, к которым могут быть отнесены следующие:
освоение идей гуманизации и личностно ориентированного характера
современного образования в целом и преломление этих идей на систему
специального (коррекционного) образования в условиях новых экономических
отношений;
усвоение на уровне гибкого и оптимального использования в повседневной
управленческой деятельности содержания нормативно-правовой базы управления
специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением;
понимание специфики общих функций управления в деле управления специальным
(коррекционным) общеобразовательным учреждением;
овладение умением осуществлять социальное прогнозирование в контексте
обеспечения социально-правовой защиты аномальных детей;
овладение знаниями в области маркетинга по вопросам сбыта продуктов
производственной деятельности и умениями по его осуществлению;
оценивание эффективности управления специальным (коррекционным)
общеобразовательным учреждением;
овладение технологиями управления педагогическим и детским коллективами
в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении;
формирование навыков делового общения и принятия управленческих
решений;
освоение технологий взаимодействия с семьями аномальных детей.
Достижение названных целей Модуля возможно в ходе выполнения
следующих задач:
использования для организации и осуществления преподавания Модуля
современных научно-методических материалов по обозначенной в целях
содержательной тематике;
применения на учебных занятиях интерактивных форм обучения, современных
технологий организации проектной деятельности слушателей;
осуществления систематической и разнообразной по формам диагностики
результативности освоения слушателями содержания Модуля.
Теоретической основой модуля является системный и ситуационный подходы
к управлению совместной производственной деятельностью педагогов и воспитанников
в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, предполагающие
отсутствие инвариантных моделей управления, изучение особенностей организации
и конкретной ситуации и, с учетом широкого спектра факторов, возможность
выбора способа управления, адекватного этим условиям.
Формы и методы проведения занятий отражают основные принципы андрагогики:
использование конкретного опыта слушателей,
практическую ценность обучения «здесь и сейчас»,
опору на решение конкретных проблем,
предоставление возможностей осознать и оценить свой опыт,
апробацию альтернативных способов профессиональной деятельности
и другие.
В качестве основных дидактических принципов, лежащих в основе построения
процесса обучения, используются следующие:
создание рефлексивной среды, способствующей активизации рефлексивных
процессов самосознания и самореализации, формированию профессионального
сознания и активного отношения к проектированию стиля руководства,
отбор содержания теоретической подготовки слушателей в соответствии
с задачами расширения их компетентности, с одной стороны, и стимулирования
процесса профессиональной рефлексии – с другой.
Акцент сделан на использование интерактивных форм и методов обучения,
предоставляющих слушателям возможности осознать собственные представления,
мотивы и механизмы своего профессионального поведения.