Тема 8. Государственный контроль за предпринимательской
деятельностью.
Государственная регистрация предпринимательской
деятельности.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая на территории Российской
федерации, подлежит обязательной государственной регистрации. Обязанности
по государственной регистрации предприятий и предпринимателей возложена
на Министерство Российской федерации по налогам и сборам. Кроме того,
учет и регистрация предприятий осуществляется в специализированных учреждениях
"Регистрационных палатах". Порядок предоставления бухгалтерской и статистической отчетности.
Все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в установленном порядке
обязаны в соответствии с Налоговым кодексом, законом "О бухгалтерском
учете и отчетности" и иными законодательными актами представлять
бухгалтерскую и статистическую отчетность. Это необходимо для осуществления
контроля за предпринимательской деятельностью со стороны государства.
Обязанности предприятий и предпринимателей по ведению бухгалтерской
и иной отчетности.
Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности.
Распределение функций между контролирующими органами.
Контроль государства за предпринимательской деятельность осуществляется
через различные органы исполнительной власти, причем за каждым органом
закреплен определенный круг вопросов. Так за органами внутренних дел
закреплены функции по контролю за соблюдением правопорядка и норм законодательства
об административных правонарушениях. Контроль за полнотой уплаты налогов
лежит на налоговых органах и органах налоговой полиции. Защита прав
потребителей возложена на соответствующий комитет и т.д.
Полномочия налоговых органов, органов налоговой полиции, МВД и иных
контролирующих и правоохранительных органов. Порядок проведения проверок.
Осуществление контроля со стороны контролирующих органов, в частности,
происходит через проведение проверок. При проведении проверки представители
контролирующих органов должны иметь при себе соответствующие предписания,
в которых обязательно указываются перечень лиц, проводящих проверку,
проверяемый объект, перечень проверяемых вопросов. По итогам проверки
в обязательном порядке составляется акт или протокол, второй экземпляр
которого остается у проверяемого. В случае несогласия проверяемого лица
с выводами проверки его замечания обязательно должны учитываться при
оформлении нарушения. Любой акт или протокол проверки может быть оспорен
в вышестоящей проверяющей организации либо в судебных органах.
Практикум:
Задание 1.
Моделирование конфликтной ситуации при проведении проверки различными
контролирующими органами.
Группа делится на представителей "налоговых органов" и "руководителей"
предприятий.
"Директор" узнает о проведении проверки у него на предприятии.
При проведении проверки был установлен ряд нарушений, с которыми "Руководитель"
предприятия не согласен. Представители "налоговой инспекции"
намеренно нарушают порядок проведения проверки.
Задача "руководителя" заметить все нарушения и составить свои
обоснованные возражения. Кроме того, ему необходимо определиться с порядком
передачи и рассмотрения этих возражений либо по инстанции в вышестоящий
налоговый орган, либо разобрать возражения в судебном порядке.
Ситуации моделирует ведущий. Содержание предлагается представителями
малого бизнеса школы-интерната.