Модуль: «Основы рыночной экономики и менеджмента
в системе образования.
Защита прав малого бизнеса».
Актуальность области экономического образования в коррекционных
ОУ в период рыночных отношений.
В период перехода к рыночным отношениям процесс формирования
нового экономического мышления требует уделения особого внимания экономической
составляющей в системе образования для неспециализированных направлений
народного образования. Знание основ и принципов формирования рыночной
системы, взаимоотношений субъектов малого бизнеса, предприятий, контролирующих
органов, государства позволяет эффективно использовать свои возможности
и применять полученные знания для достижения успеха в этой сфере.
Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе
школьного образования. Необходимость включения указанной дисциплины
в учебный план объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития
современного, а с другой – коррекционными задачами специальной школы,
основная из которых – подготовка детей с интеллектуальными недоразвитием
к практической жизни.
Опыт, складывающийся в последние годы в нашем интернате, показывает,
что мы уже перешли на новые формы трудового обучения и воспитания, в
основе которых заложен производительный труд учащихся с соответствующей
оплатой их деятельности. Во многих регионах активно развиваются школы-предприятия,
успешно осуществляющие самостоятельную экономическую деятельность. Вхождение
школьных учреждений в экономические связи требует того, чтобы учащиеся
овладели на доступном им уровне элементарными знаниями по экономике.
Следует отметить, что элементы экономических знаний в той или иной мере
представлены в программах по математике, географии, истории, труду,
но они не имеют целостной структуры и должного объема знаний, которые
необходимы педагогу сегодня.
Целью изучения этого курса является ознакомление обучающихся с основами
экономической теории как системой знаний, необходимых для познания и
регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни.
Курс является теоретико-методологическим, поскольку, с одной стороны,
формирует теоретическую базу знаний законов и закономерностей экономического
развития, понимание сущности явлений и процессов в их взаимосвязи и
взаимообусловленности, формирует понятийный аппарат и экономическое
мышление, а с другой стороны, обеспечивает слушателей знаниями и навыками
использования методов экономического анализа, навыками решения экономических
задач.
Задачами курса являются:
ознакомление с общими представлениями о структуре и тенденциях
развития российской и мировой экономик,
освещение многообразия экономических процессов в современном мире,
их связь с другими процессами, происходящими в обществе,
освоение принципов принятия и реализации экономических и управленческих
решений,
ознакомление с законодательной и правовой базой экономических отношений
в обществе,
грамотное практическое применение полученных знаний в сфере малого
и среднего бизнеса.
Кроме теоретических основ курс имеет выраженное практическое применение,
так как дает реальную возможность освоить основы предпринимательской
деятельности и формирует базу для дальнейшего углубления практических
и теоретических знаний в сфере взаимодействия экономических субъектов,
и экономики в целом.
Данный курс позволяет обучающимся выявлять проблемы экономического характера
при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать
ожидаемые результаты, систематизировать и обобщать информацию.
Значительное внимание удаляется освоению специальной экономической терминологии
и лексики специальности, навыками самостоятельного овладения новыми
знаниями, используя современные образовательные технологии;
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
в чем состоят фундаментальные проблемы экономики и как определяется
предмет экономической науки;
что такое экономические интересы и как происходит их согласование
в различных экономических системах;
иметь представление о целях и общих закономерностях экономического
развития, механизме действия основных экономических институтов;
основы взаимоотношений государственных институтов и субъектов предпринимательства;
законодательную и правовую базу экомических отношений в Российской
Федерации;
понимать сущность таких экономических категорий как: экономические
и свободные блага; товар; рынок; собственность; конкуренция; затраты
и результаты; эффективность.
Уметь:
разбираться в широком круге экономических вопросов, чтобы самостоятельно
определять свою позицию в системе экономических взаимоотношений, быть
готовым к практической деятельности;
адекватно оценивать экономическую ситуацию, видеть и понимать причинно-следственные
связи экономических процессов и явлений, правильно ориентироваться
в сложной экономической действительности, быстро адаптироваться и
решать возникающие проблемы;
иллюстрировать результаты своей аналитической работы, графиками
и системами показателей;
грамотно составлять и оформлять документацию необходимую для осуществления
предпринимательской деятельности;
решать экономические задачи;
самостоятельно работать со специальной экономической литературой,
правильно выбирать и использовать источники аналитической и статистической
информации; готовить рефераты и доклады, грамотно строить их презентацию.
Формы проведения практических занятий:
сетевые семинары, коллоквиумы, подготовка и обсуждение докладов и проблемных
ситуаций, круглые столы, деловые игры, моделирование конфликтных ситуаций,
подготовка и защита рефератов, подготовка и защита курсовой работы.